«Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живём»
(О.Уайльд)
Что такое жизнь? Кажется глупым задавать себе этот вопрос, кажется, что ответ очевиден... Жизнь – это возможность для самореализации, обучения, достижения счастья. Жизнь — это процесс непрерывного роста и развития, и каждый человек должен максимально использовать свое время, чтобы добиться успеха в жизни.
В жизни каждого человека наступает момент, когда его касается проблема выбора профессии. Сколько в мире существует профессий? Как найти среди них «свою"? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться?
Для того чтобы правильно сделать выбор, в первую очередь, нужно понять для себя, что такое профессия. Кто-то считает, что это занятие, которое должно быть у каждого, это источник финансов и, соответственно, источник жизни. Кто-то думает, что профессия — это главное ремесло жизни, любимое дело, занятие для души. А кто-то и вовсе считает, что профессия человеку необязательна. Но все-таки как же выбрать профессию по душе?
«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».
Апшерони А.
«У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?...»
В. Маяковский
Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет не важных –
Вам об этом скажет каждый.
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Каждый должен сам решать,
Кем когда он хочет стать.
В. Тунников
Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как мы его понимаем? Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности.
Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – желание человека и стремление взять ответственность на себя.
Понятие «самореализация» часто связывают с трудовой деятельностью, с работой, а именно – с нахождением смысла в своей работе. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».
Профессиональное самоопределение не сводится к выбору профессии и не заканчивается с окончанием профессиональной подготовки по выбранной специальности, а продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?», «Как вы думаете, можно ли сделать выбор профессии быстро? - старшеклассники не всегда могут ответить.
Вспоминая свой путь выбора профессии, я хочу отметить роль классного руководителя. Когда я училась в начальной школе, Екатерина Тимофеевна Богомолова рассмотрела во мне художественные способности и предложила родителям записать меня в художественную школу. Когда я стала старше, Антонина Ивановна Машкова, зная о том, что я учусь в художественной школе, предлагала мне участие в различных конкурсах, оформительскую работу, проведение мастер-классов по рисованию для подшефного класса начальной школы. Я с удовольствием делилась навыками, умениями, тем самым приобретая опыт общения с людьми, была практика в детском саду, лагерь при школе. Мой классный руководитель всегда давала мне совет выбрать профессию учителя или воспитателя. Я училась в восьмилетней школе и после восьмого класса собралась закончить десять классов в другой школе и потом поступить в вуз. Но судьба распорядилась иначе. В августе мне пришло письмо из училища с предложением получить профессию художника-оформителя. К тому времени у меня уже было свидетельство об окончании художественной школы. Меня это предложение заинтересовало, и спустя три года у меня был диплом об окончании профессионального училища по специальности художник-оформитель. Но к тому времени в стране произошли большие перемены (это 1991 год), и художники-оформители были уже не востребованы. В нашем городе к тому времени открыли педучилище. И, вспомнив совет своего классного руководителя, сейчас могу сказать, что даже наставника, пример для подражания, я поступила в педучилище. Спустя три года, у меня диплом об окончании педучилища по специальности учитель начальных классов и учитель изобразительного искусства и черчения. Работа в школе искусств, параллельно обучение в вузе. В 2020 году мне предложили перейти работать в среднюю школу номер два. Я учитель, классный руководитель, у меня любимая работа. У меня было так, а сейчас…
В 2023 году я познакомилась с проектом «Билет в будущее». Наша МКОУ «СОШ №2» имени генерала армии В. И. Исакова стала активным участником этого проекта. Это уникальный проект, который поможет будущему поколению разобраться в огромном и интересном мире профессий! Это всероссийский проект ранней профориентации школьников, и начался он по поручению Президента РФ Владимира Путина в рамках нацпроекта "Образование" с 2018 года. И является не просто проектом, а инвестицией в будущее каждого школьника. Он помогает подготовить молодое поколение к вызовам современного мира и найти свое место в жизни.
Не случайно и название проекта - «Билет в будущее». Представьте, что у вас есть билет на поезд, который везет вас в будущее. Но это не обычный поезд, а поезд с множеством вагонов, каждый из которых — это отдельная профессия. Проект не диктует, кем быть, а дает возможность попробовать разные направления и сделать осознанный выбор. Ученик не должны спешить с выбором. Он должен учитывать собственные способности, характер, достоинства и недостатки, прислушиваться к совету родителей и друзей, но должен выбрать профессию, которая нравится именно ему. Как участвовать в проекте, что делать и как - в этом поможет педагог-навигатор. Педагог-навигатор — это учитель, который сопровождает учащихся в проекте и помогает им разобраться в их интересах.
Я - педагог – навигатор. А от навигатора во многом зависит успех, успех каждого ученика. Лично для меня участие в этом проекте открыло новые горизонты в отношении методов преподавания и расширило представление о возможностях, которые ученики могут получить в своей профессиональной жизни.
Платформа содержит информацию о самых разных профессиях. Учащиеся проходят профориентационные тесты, выполняют диагностики, которые помогут понять, какие профессии могут подойти. Записываясь на онлайн- и офлайн-мероприятия, можно посетить мастер-классы, экскурсии, встречи, пообщаться с экспертами и представителями профессий. Можно задать вопросы и получить советы от профессионалов. Каждый участник сможет попробовать себя в разных ролях, узнать, что ему действительно интересно и, возможно, даже найти свою будущую профессию! Вместе с учениками в прошлом году мы посетили профпробы по направлениям: «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «Сварщик», «Фитнес-тренер». Ребята с удовольствием «примеряли» на себя эти профессии, задавали вопросы, получили определенные знания и навыки. В этом учебном году мы посетили АО «Людиновский тепловозостроительный завод», Пожарно-спасательную часть №4 МЧС России города Людиново, приняли участие в акции «Выпускник года», побывав на ярмарке учебных мест в городе Калуге.
У каждого участника Проекта есть свой личный кабинет на платформе, где они проходят диагностику своих способностей, получают рекомендации по результатам тестирования. Все результаты сохраняются в системе. Участник Проекта всегда можно получить поддержку от педагога-навигатора, психологов и экспертов, которые помогут ему разобраться в своих интересах и выбрать направление, которое ему подходит. Выбирая профессию важно обсуждать понравившиеся варианты с близкими и родными, которые могут подсказать все тонкости специальности. И работа по проекту подразумевает тесную связь с родителями – это родительские собрания, участие в диагностиках вместе с детьми, привлечение родителей к профпробам, рассказам о своей профессии. Учащиеся нашей школы, родители, педагоги-навигаторы подписаны на группы проекта «Билет в будущее» в социальных сетях, следят за новостями и оставляют свои отзывы о данном проекте.
«Нет высокооплачиваемых профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим».
Л. Левенсон
И, вернувшись к своему пути по выбору профессии, я благодарна своим классным руководителям. Они смогли рассмотреть, увлечь, направить меня в нужном направлении. Спасибо вам, мои классные руководители! Сейчас я классный руководитель 9 «Б» класса и стараюсь помочь, направить, выбрать будущую профессию своим ученикам. Я в этой работе не одна, мой главный помощник – проект «Билет в будущее».
Важно понимать, что проект «Билет в будущее» — это совместная работа школы, педагогов, экспертов, психологов и самих школьников. Только в сотрудничестве мы сможем достичь наилучших результатов. Участвуя в данном проекте как педагог-навигатор, хочется дать советы и рекомендации. Не бойтесь пробовать новое. Проект «Билет в будущее» — это возможность попробовать себя в разных профессиях, узнать о новых направлениях и найти то, что вам действительно интересно. Активно участвуйте в мероприятиях. Посещайте мастер-классы, экскурсии, встречи с представителями профессий. Задавайте вопросы, участвуйте в обсуждениях. И когда вы найдете ответы на ваши вопросы, то ваше решение становится не просто шагом к карьерному росту, но и программированием своего счастья. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Все профессии нужны, и каждая приносит пользу государству. От выбора подходящей профессии зависит ваше будущее, а также то, с каким настроением вы будете приходить каждый день на работу, будете вы ее считать любимым делом или мукой. Выбор за вами!
«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно».
Де Ниро Р.